Детская дентофобия: что делать, если ребенок боится стоматолога?
Более 60% людей в мире боятся лечить зубы. Пугать могут возможная боль, сам образ врача, даже запахи и звуки, характерные для кабинета дантиста. У ребенка они отзываются в теле тревогой, плаксивостью, агрессией, расстройством желудка и даже нарушением сна. К счастью, у современной стоматологии есть решение проблемы.
Причины развития дентофобии:
- Негативный опыт посещения стоматолога, личный или родителей.
- Плохой образ стоматолога в мультфильмах и кино.
- Перенос негативного опыта посещения врача другого профиля на дантиста.
- К зубам подходит множество нервов, что делает любые манипуляции априори неприятными.
- Повышенная чувствительность к боли.
- Онемение ротовой полости из-за анестезии (страх удушья) и боязнь игл.
- Ощущение беспомощности, потери контроля в кресле врача.
Нередко дети боятся стоматологов, потому что этот страх есть у самих родителей. Исследование показало: в особенности связь видна у детей младше 8 лет.
Страх – защитная реакция организма. Важно показать, что ребенку ничего не угрожает.
Руководство для родителей
Не отзывайтесь о стоматологах негативно и не говорите о своем неприятном опыте. Любой перенос опыта или создание негативных образов повышает риск фобии. Следует внедрять понимание, насколько важно следить за зубами. Рассказывайте ребенку, почему необходимо чистить зубы и какие красивые зубки у него будут после посещения врача.
Объясните, чем занимается стоматолог, но без подробностей. Позитивным моментом будет игра в стоматолога дома. Дети по природе любопытны, и разные инструменты должны их заинтересовать. Но не рисуйте все в розовом свете. К примеру, ребенок спрашивает, больно ли лечить кариес. Не говорите “нет”. Лучше сказать, что небольшой укол, как укус, поможет ничего не чувствовать.
Не скрывайте от ребенка факт предстоящего посещения врача, но и не делайте из этого событие века. Можно запланировать посещение зоопарка после клиники, чтобы переключить фокус внимания на что-то позитивное. В идеале посещение врача назначить на утро — ребенок будет бодрым. Настройтесь сами на позитивный лад и возьмите с собой любимую игрушку ребенка, чтобы он мог отвлечься и чувствовал себя в безопасности (игрушка как маркер дома). Уже после приема врача похвалите ребенка и пообещайте небольшой презент.
Атмосфера всегда решает
Интерьер детской клиники должен выглядеть как сказочный мир, а не оперблок. Тогда есть реальные шансы сделать посещение врача увлекательным приключением. Все начинается с комнаты ожидания. Если в ней много игрушек, книг, ребенок сможет больше расслабиться. Иногда в кабинетах врачей устанавливают экраны, на которых во время лечения показывают мультфильмы.
Постепенное погружение
Адаптационный прием позволяет познакомить с врачом как детей, никогда не бывавших у стоматолога, так и детей, уже имеющих опыт. Если в клинике есть штатный психолог, с ним можно заранее обсудить индивидуальные особенности ребенка, рассказать о негативном опыте. Итак, в первый визит ребенок и родители знакомятся с врачом. Он проводит экскурсию по кабинету в игровой форме, показывает оборудование. Ребенок должен привыкнуть ко всему: звукам, запахам, предметам.
В рамках адаптационного визита никаких серьезных вмешательств не проводят. Максимум — это чистка зубов или обучение гигиене. При этом ребенку могут выдать зеркало, чтобы он следил за манипуляциями врача, ведь одно из оснований страха — отсутствие понимания, что происходит. Продолжительность приема определяется индивидуально. Основной показатель — устал ли ребенок. Адаптационные приемы могут повторяться, пока ребенок не будет готов к лечению.
Адаптация не проводится у детей, если речь не сформирована или невнятна.
Лечение под наркозом
В России детям до 3 лет стоматологические манипуляции должны проводиться под общим наркозом. Также общий наркоз показан более взрослым детям, но с объемным или сложным лечением, детям с очень сильной дентофобией или с неврологическими отклонениями. Перед наркозом обязательно делается ЭКГ и сдается общий анализ крови. Важную роль играют анестезиолог-реаниматолог — его присутствие в штате обязательно — и оборудование, следящее за параметрами дыхания (аппарат ИВЛ), работой сердца, артериальным давлением и прочими важными показателями.
Чаще всего используют ингаляционный наркоз (газ подается через специальную маску, не перекрывающую рот). Такая форма позволяет быстро ввести и вывести из наркоза (дети просыпаются минимум через 10-15 минут). Средство не снижает давления и не угнетает функцию сердца. Помимо ингаляционной формы, иногда используют внутривенное, внутримышечное или ректальное введение (актуально для краткосрочных вмешательств). Бывает и смешанный тип наркоза. В любом случае, наркоз полностью решает задачу обезболивания.
Полное расслабление
Если ребенок сохраняет усидчивость и ему больше 3 лет, для расслабления и снятия тревожности можно использовать седацию. Как правило, применяется закись азота (газ поставляется через назальную маску). Она хоть и немного снижает болевую чувствительность, все же требует анестезию. Большая часть закиси азота выводится из организма через 5 минут после окончания подачи газа, а полностью – через полчаса. Все время пока седация работает ребенок сам дышит, может двигаться, находится в сознании, все слышит, понимает, может разговаривать, но менее остро реагирует на стрессовые факторы. Немаловажный бонус: седация снижает рвотный рефлекс. Основное требование к проведению седации — нормальное носовое дыхание. И стоит учитывать, что при очень сильном страхе седация не всегда производит должный эффект.