Царь-зубодержец
Звучит парадоксально, но в конце XX века в советской стоматологии штифтовые конструкции еще были новинкой, в то время как в начале XX века, в царской России,— рядовой технологией.
Зубоврачевание как раздел медицины начало развиваться в России в петровские времена. Сам царь Петр, научившись удалению зубов у голландского дантиста, с удовольствием практиковался в своем умении на всех окружавших его приближенных, кому не повезло быть замеченным им с гримасой зубной боли. Однако Петр внес свой вклад не только в зубодерное дело, но и в профилактику зубных заболеваний. После одного из своих посещений Голландии и общения с зарубежными учеными он приказал всем боярам России чистить зубы толченым мелом и влажной бархоткой. Поэтому часто именно Петра Великого считают основоположником отечественного научного зубоврачевания и первым русским стоматологом.
В дореволюционной России стоматология развивалась достаточно успешно: к концу XIX века профессии «дантист», «зубной лекарь» были очень популярными, а соответственно, доходными. Конечно, они не были врачами. Но поскольку им было разрешено называться и дантистами, и зубными лекарями, и зубными врачами, чаще они выбирали последнее, чтобы подчеркнуть принадлежность к медицине. На самом деле у них не было медицинского образования, а обучались они у практикующих дантистов в течение трех лет.
При этом уровень стоматологической помощи в дореволюционной России был достаточно высоким даже по сравнению с лечением, существовавшим в Советском Союзе. Например, одна из московских клиник в 1901 году предлагала «восстановление искусственных зубов по новейшей американской системе без удаления корней» с использованием культевых вкладок, которые могли отливаться из золота и платины. Подобную услугу, кстати, советские врачи-стоматологи стали использовать только в начале 80-х годов прошлого века. Звучит парадоксально, но в конце века в советской стоматологии штифтовые конструкции еще были новинкой, в то время как в начале века — рядовой технологией. При этом дореволюционные стоматологи на эти конструкции устанавливали сверхточные протезы из золота и платины. Кроме того, они делали мостовидные протезы «без неба и крючков», то есть несъемные мостовидные конструкции с замковыми креплениями, делали ригели, балки, которые вернулись в советскую медицину спустя век только с появлением имплантации.
Интересно также, что, ссылаясь на зарубежные технологии, российские стоматологи того времени, скорее всего, использовали отечественные технологии. Дело в том, что к тому времени терапевтическая и хирургическая стоматология, ортопедия и ортодонтия, профилактика заболеваний зубов были в России на довольно высоком уровне. Один из известных в то время иностранных зубных врачей-стоматологов Б. С. Вагенгейм, служивший в России, утверждал, что зубоврачебная помощь в Санкт-Петербурге в первой половике XIX века соответствовала зубоврачеванию на Западе, а в некоторых отношениях превосходила его. Так, уже тогда во всех петербургских высших учебных заведениях проводились профилактические стоматологические осмотры с последующей санацией полости рта.
Более того, российские хирурги внесли немалый вклад в развитие хирургической стоматологии. Например, русский анатом и хирург, академик Императорской академии художеств И. В. Буяльский (1789-1886) впервые ввел операцию резекции верхней челюсти по поводу новообразования, успешно проводил пластические операции (восстановление нижней губы из кожи подбородка), разрабатывал новый стоматологический инструментарий. Большое количество стоматологических операций произвел знаменитый хирург Н. И. Пирогов (1810-1881), он также разрабатывал методы пластических операций на лице (например ринопластика), изготавливал наборы хирургических инструментов, в которые входили и зубоврачебные.
Ссылка же в рекламных вывесках на иностранные технологии была, скорее всего, не более чем рекламным ходом, поскольку, как это характерно для России разного времени, пророков в своем отечестве не было, ценилось все иностранное.
Константин Анохин